argonov (argonov) wrote in anticopyright,
argonov
argonov
anticopyright

Интертекстуальность и плагиат, велосипед и шаблон, снобизм и самобытность: выбрать правильные слова

Эссе о том, как автор-нарцисс и автор-купец загнали себя в культурное чучхэ, а технологии вернули им свободу творчества

Этот текст - снова об авторском праве. Но не о том, которое мешает слушателю бесплатно скачивать продукты, а о том, которое бьёт по самому автору. И не только об авторском праве, а о мышлении самих авторов, загнавших себя в ловушку

Мне страшно подумать, во что бы превратилась наука, если бы в ней за цитирование чужих работ требовалось делать отчисления авторам. Почти любое научное исследование в той или иной мере "стоит на плечах гигантов", дополняет уже существующее знание и ведёт с ним диалог. Так же было раньше и в искусстве. Это было естественным его состоянием. Диалог с другими авторами - интертекстуальность - считался нормой, если не сказать, что обязанностью мыслящего автора. И лишь в XX веке с искусством произошло абсурдное: в своём самолюбовании и погоне за деньгами, автор сам у себя попытался отнять право честно "стоять на плечах гигантов". Он обязал себя всеми силами показывать, что никаких гигантов нет, что он один

1. Два фактора формирования культурного чучхэ

Борьба с правом автора цитировать других авторов в новейшей истории развернулась на двух фронтах - правовом и психологическом. На правовом фронте вошло в практику расширительное толкование интеллектуальной собственности, поставившее интертекстуальность почти на один уровень с плагиатом. На психологическом фронте, у авторов и потребителей сформировался фетиш самодостаточности, уникальности и самобытности автора в ущерб всему остальному. Эти два фактора создали автору, своего рода, культурное чучхэ - идею, что в творчестве допустима лишь опора на свои силы, и что автор - хозяин всего

Итак, первым фактором формирования культурного чучхэ стало авторское право, которое в XX веке существенно ограничило возможности включения в произведение культурных отсылок и цитат. Так, использование чужой музыки в кино разрешается только с разрешения автора. Использование чужого кинообраза или персонажа в анимации запрещается почти всегда. Почти никогда мы не слышим новых текстов на существующие песни - разве что в форме пародий. Даже обычный кавер или ремикс требует разрешения автора, а то и отчислений ему. Лишь классики получили индульгенцию - их произведения разрешается использовать свободно. Также относительно свободной осталась ситуация для писателей. Писатель может вставлять в книгу открывки других текстов (если указано, что это цитата), элементы существующих сюжетов и т. д. Это является нормой, и обычно за это писателя не обвинят в плагиате или нарушении имущественных прав тех, кого он цитирует. Впрочем, не так давно имел место отвратительный пример обратного: издание книги писателя и палеоонтолога Кирилла Еськова (http://afranius.livejournal.com) "Последний кольценосец" запретили в Британии просто за то, что она базируется на сюжете Толкиена

читать дальше http://argonov.livejournal.com/83912.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments